В рамках деятельности региональной инновационной площадки 18.04.2024 была проведена стажерская практика «Повышение качества образования через управление профессиональным развитием педагогических кадров образовательной организации». На мероприятии присутствовали специалисты комитета по образованию руководители школ, заместители руководителей, педагоги образовательных организаций и дошкольных учреждений города Рубцовска и Рубцовского района – всего 22 человека.
Уровень профессиональной компетентности, профессионального роста во многом зависит с одной стороны от саморазвития самого педагога, с другой стороны от эффективности организации методической работы в школе. Именно эту мысль попыталась донести директор школы Власюк Татьяна Александровна в своем выступлении. Она познакомила присутствующих с темой проекта, объяснила ее актуальность. Центральное место ее рассказа занял ряд принципов, на которых основывается методическая работа в школе. Так же, Татьяна Александровна разъяснила, с помощью каких шагов административная команда школы реализует данные принципы, какую систему мотивов использует.
Продолжая тему психологической поддержки учителей, педагог-психолог Сасова Ольга Анатольевна подробно познакомила участников практики с профессиональным выгоранием педагогов. Каковы причины, какие симптомы можно диагностировать при выгорании, какие действия помогут разгрузиться, какие меры профилактики данного состояния необходимы. Стажерам был предложен экспресс – тест на диагностику профессионального выгорания и ряд психологических тренингов. Предложенные задания помогли педагогам настроиться на дальнейшую позитивную работу.
О том, что методическая и психологическая поддержка педагогов есть основной фактор профессионального развития, Шестопалова Татьяна Викторовна учитель начальных классов знает на личном опыте. Ныне являясь руководителем творческой методической группы, она рассказала о своем профессиональном пути, а конкретно, какие трудности испытывала, как их удалось преодолеть, каких успехов добилась и провела со стажерами мотивационный тренинг.
Большое значение в школе придается реализации программ наставничества. Видеофильм «Наша наставническая пара» показал то, как происходит взаимодействие наставника Шараевой Елены Михайловны и наставляемого педагога Молокеевой Виктории Алексеевны.
Конечно же, вся методическая работа, направленная на саморазвитие педагогов преследует основную цель – это повышение качества образования. Именно динамика качества обучения, которая наблюдается за последние учебные периоды в школе, является показателем эффективности применяемых педагогами методов и приемов. Каков уровень развития учащихся начальной школы, можно было судить на основе небольшого театрального представления. Ученики 4, 2 и 1 классов представили инсценировки басен.
Целый ряд мастер – классов представили вниманию стажеров педагоги школы, показали какие темы саморазвития их заинтересовали, какие практические методы и приемы помогают улучшить образовательные результаты. Учитель физической культуры Зятников Сергей Владимирович показал как развивает взаимодействие полушарий головного мозга с помощью специального комплекса упражнений на своем мастер –классе «Нейрогимнастика на уроках физической культуры».
Учитель Бахирева Галина Витальевна научила коллег способам интеграции читательской и естественно – научной грамотности на уроках географии. Учитель Масс Карина Андреевна играла с коллегами в игры, помогающие формированию естественно – научной грамотности на уроках химии. А учитель начальных классов филиала МБОУ «Половинкинская СОШ» «Новосклюихинская ООШ» Фетисова Татьяна Алексеевна представила инновационную технологию по формированию функциональной грамотности у детей начальной школы – Лепбук.
Несомненно, у каждого хорошего учителя найдется целый арсенал методов и приемов, ежеурочно помогающих в освоении учебного материала. Но немаловажное значение имеет оценка достижений учеников. Как организовать оценивание, чтобы ученик стремился улучшить свои образовательные результаты стажеры узнали на мастер- классах Шестопаловой Татьяны Викторовны «Формула успеха – формирующее оценивание» и Шараевой Елены Михайловны - «Критериальное оценивание»
Как происходит методическое взаимодействие школы и структурного подразделения детского сада показала экскурсия по дошкольному учреждению и занятие, проведенное музыкальным руководителем Буниной Татьяной Владимировной
Важным этапом стажёрской практики стало проведение мобильного педагогического совета «Фундамент результативного преподавания», который организовала руководитель инновационного проекта, заместитель директора по УВР Зятникова Ольга Николаевна. Продуктивность данной формы организации методической работы очевидна, так как решает сразу ряд проблем: как активизировать работу всех педагогов, как избежать формализма, как направить объединить членов коллектива и направить деятельность на решение конкретных проблем школы. Использование интерактивных (деятельностных) форм организации работы учителей позволяет административной команде школы мотивировать педагогов. Желание работать продуктивно подчас становится ключевым фактором достижения успеха организацией. Не секрет, что можно поставить привлекательные и перспективные цели, разработать великолепные планы преобразования учреждения, установить в ней самое современное оборудование, но все это окажется напрасным, если педагоги не будут нацелены на получение качественного результата. Иными словами, мотивировать кого-то - значит, добиться, чтобы человек захотел проявлять усердие, добросовестное отношение к своим обязанностям. Для этого администрация использует коуч – сессии. Знакомя стажеров с данной формой индивидуальной поддержки педагогов, Ольга Николаевна рассказала об особенностях такого взаимодействия, о принципах и алгоритме выстраивания беседы, о причинах препятствующих профессиональному развитию человека.
Завершилась стажёрская практика обменом мнениями, анализом полученного опыта по теме, итоговой рефлексией. В итоговых анкетах все участники дали очень высокую оценку организации мероприятия, отметили большую практическую значимость для развития образования в нашем регионе, пожелали дальнейших успехов команде школы, высказали надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество.